Трудовой спор и его особенности


Трудовой спор, если говорить об этом понятии укрупненно, не вдаваясь в детали, это разногласия между работодателем и рабочим. Если углубиться в понятие трудового спора, то выяснится: видов этих споров существует довольно много. И все они подлежат группированию по тому или иному признаку.  В данной статье мы рассмотрим основные виды трудовых споров.

Первая система классификации - это по субъекту. Различают индивидуальные - когда нарушены права отдельно взятого сотрудника, и коллективные - когда стороной выступает весь коллектив или его часть (отдел, подразделение и т.д.).

Вторая система классификации - это споры, которые возникают при нарушении трудовых и связанных с ними отношений. Так, к первому виду можно отнести такие споры:

  • работодатель не выплачивает зарплату отдельному сотруднику или всему коллективу;
  • незаконно уволил сотрудника или сократил весь отдел;
  • не выдает трудовую книжку сотруднику, который уволился и т.д.

Второй вид споров по этой классификации более широкий. Так, в эту категорию входят споры по поводу:

  • нарушения условий труда (заставляет оставаться на работе сверх нормы, требует перевыполнения плана и т.д.);
  • отказ в приеме на работу;
  • работодатель не соблюдает условия сотрудничества, которые зафиксированы в договоре;
  • работодатель пытается взыскать с материально ответственного лица сумму больше, чем он должен выплатить;
  • отказ в оформлении и исполнении соц.пакета - работодатель не оплачивает два дня больничного, хотя обязан.

То есть, ко второму типу трудовых споров по данной классификации входят все вопросы, которые не касаются непосредственных трудовых отношений, но имеют к ним прямое или опосредованное отношение.

По характеру они бывают и такие:

  • касательно применения норм трудового права - то есть, изменение существующих соглашений, заключение новых, выполнение уже заключенных обязательств;
  • касательно условий труда - установление новых или изменение уже существующих (например, оборудование помещения по требованиям СанПиН или установление режима труда согласно КЗОТу).

Трудовой спор, как и любой другой, проходит несколько стадий: от возникновения и до исполнения решения. В ходе своего развития он проходит определенные стадии:

  • возникновение причины спора. Это может быть либо умышленное нарушение прав, либо заблуждение касательно трактовки прав и обязанностей;
  • возникновение разногласий - то есть, стороны конфликта по-разному оценивают сложившуюся ситуацию;
  • урегулирование разногласий самостоятельно. Стороны-участники возникших разногласий пытаются прийти к консенсусу и уладить спор так, чтобы обе стороны удовлетворили свои требования. Если на этом этапе не было заключено мировое соглашение, тогда возникает следующий этап;
  • обращение в компетентные органы для получения компетентного и независимого решения по данному вопросу. Именно на этом этапе возникает трудовой спор как таковой. До этого момента это разногласия;
  • в инстанции спор рассматривается, по нему выносится решение;
  • обжалование ранее вынесенного решения. Данный этап не является обязательным;
  • завершает этот алгоритм исполнение решения.

Если ваши права как работника нарушаются, то попробуйте для начала поговорить с работодателем. Возможно, он не в курсе этого правонарушения. Если же по итогам такой “беседы” ситуация не изменилась - обращайтесь к юристам для защиты своих прав. Крепостное право отменили, и работник имеет право на достойные условия труда и достойную зарплату!